Мнемотехники при изучении английского языка и приемы для лучшего запоминания — блог Divelang

Мнемотехники при изучении английского языка и приемы для лучшего запоминания - блог Divelang Английский
Содержание
  1. Что такое мнемотехника?
  2. Что такое мнемоники в английском, для чего они нужны
  3. Краткий экскурс в основные правила мнемотехники
  4. Теоретическое использование мнемотехники при запоминании иностранных слов.
  5. Ассоциации с картинками
  6. Для чего вообще нужно учить английский язык
  7. Как запомнить английские слова методом ассоциаций?
  8. Как сделать мнемонический словарь?
  9. Как усвоить грамматику
  10. Мнемонический словарь английского языка
  11. Мнемотехника — методы и приемы для запоминания английских слов: карточки, таблицы с ассоциациями к словам, упражнения
  12. Мнемотехника — методы и приемы для запоминания испанских слов: таблицы с ассоциациями к словам, упражнения
  13. Мнемотехника — методы и приемы для запоминания итальянских слов: таблицы с ассоциациями к словам, упражнения
  14. Мнемотехника — методы и приемы для запоминания немецких слов: таблицы с ассоциациями к словам, упражнения
  15. Мнемотехника — применение для изучения любого иностранного языка: методика
  16. Мнемотехника на уроках английского
  17. Образы-ассоциации
  18. Предложения и тексты
  19. Применение мнемотехники с детьми
  20. Рациональное повторение
  21. Самостоятельно: по авторским методикам
  22. Самостоятельно: с помощью мнемоники
  23. Соединение образов.
  24. Заключение

Что такое мнемотехника?

Если спросить людей об их ассоциациях со словом «желтый», все они ответят по-разному. У одного «всплывет» в памяти изображение подсолнуха, а у другого — лимона. Мнемонические техники — это разные приемы для запоминания выражений, которые тесно связаны с органами чувств. Иными словами, представления, который каждый человек создает под себя и свое мышление. Ребусы понятные только ему.

Но, существуют и общепринятые словосочетания, которые людям не приходилось учить наизусть. Они просто заимствовали их из английского неосознанно, используя один из видов мнемотехники.

Такие выражения как:

  • «Screenshot». Сделать «скриншот» экрана является обычной функцией современного телефона.
  • «Chill out». Современные «тинейджеры» часто хотят «почилить», вместо того, чтобы делать домашнее задание.
  • «Relax». Мы используем его, чтобы успокоить кого-то.
  • «Open space». Почти каждый сотрудник банка, рассказывает о работе в «опен спейс».
  • «Selfie». Соцсети ввели тренд на такие фото как «селфи».

Для осознанного использования такой техники, язык должен быть связан в логические цепочки, яркие картинки, случаи из жизни, и даже звуки и песни. Процесс запоминания у визуалов, аудиалов, дигиталов и кинестетиков сильно отличается. А мнемоника настолько разнообразна, что подойдет каждому типу. Именно поэтому учителя английского всегда просят учеников придумать собственные примеры с новыми словами.

Что такое мнемоники в английском, для чего они нужны

Мнемоники в английском – способы, помогающие быстрому запоминанию необходимого материала без зубрежки благодаря ассоциациям: звуковым, тактильным либо визуальным. Мнемотехники облегчают усвоение информации, накапливание в памяти и воспроизведение без проблем через некоторое время. Они привязываются к образу.

Важно, чтобы образ прочно сохранился в памяти. Полезно его соответствие таким свойствам, как:

  • объемность;
  • детальность;
  • яркость;
  • необычность и эмоциональность;
  • ограниченность.

К преимуществам мнемоников причисляют:

  1. Многоцелевое назначение. Впору, чтобы усвоить лексические единицы, ориентироваться в географических картах и хронологических событиях по истории. Подходит для запоминания классификаций по химии и биологии, а также тригонометрических и физических формул. Объем информации и качество не ограничивается.
  2. Усовершенствование памяти. Использование техники не требует от пользователей уникальных способностей – навыки вырабатываются с легкостью независимо от возраста.
  3. Тренировку мозга. Когда происходит запоминание, образы оживляют творческую фантазию, повышают внимание и заинтересованность.
  4. Результативность. Простые и внятные приемы действуют сразу, положительно сказываются на процессе обучения.

Краткий экскурс в основные правила мнемотехники

Если вы хотите более подробно познакомиться с теорией, то рекомендую прочитать «Учебник мнемотехники» под авторством Козаренко В. А. Там все доступно изложено.

Я же здесь приведу только те моменты, которые необходимы для запоминания иностранных слов.

Для начала надо понять, что мозг запоминает не сами образы, возникающие в голове, а связи между несколькими образами. Это очень важно запомнить, потому что непосредственно по время запоминания акцентировать надо на этом. Мозг является генератором информации.

Процесс генерации осуществляется по зафиксированным связям при наличии соответствующих стимулов. Без стимуляции мозг не может создавать информацию. Изоляция органов чувств (сенсорная депривация) ведет к «зависанию» памяти и к расстройству деятельности всего мозга.

Чем чаще вызывается в голове та или иная реакция посредством соответствующего стимула, тем сильнее закрепляется данная связь. Но в то же время, связи могут заменяться (перезаписываться).

Далее, существуют естественные ассоциации (связи, реально существующие между воспринимаемыми нами объектами). Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Автор выделяет много приемов, но так как объем статьи ограничен, а цель моего повествования не в углублении в мнемотехнику, а в демонстрации действенности мнемотехники, то я не буду излагать все приемы, только то, что мы будем использовать в статье.

Метод Цицерона. В этом методе для запоминания используются связи между объектами, находящимися в знакомых помещениях или на знакомой улице. Эти связи не нужно образовывать, то есть их не нужно запоминать. Они образовались в вашем мозге автоматически благодаря многократному и регулярному восприятию связанных объектов в вашей квартире, на работе, на знакомой улице.

Посредством метода Цицерона, мы будем формировать опорные образы, которые будут стимулировать припоминание запоминаемых слов.

Мы познакомились с естественными ассоциациями, теперь же перейдем к искусственным (это те, которые мы будем сами формировать для запоминания той или иной информации). Сразу же скажу, что при образовании связи не имеет значения логичность и нелогичность связи, эмоции, возникающие при образовании связи, мысли и прочее.

Значение имеет лишь следующее. Запомните простые правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать в процессе создания связи:

1. Образы должны быть крупными. Любые зрительные образы, каковы бы ни были их реальные размеры, следует приводить к одинаковому размеру. Если вы представляете муравья, то его следует увеличить до размеров арбуза. Если вы представляете самолет, то этот образ следует уменьшить до размеров арбуза. Мелкие образы представлять не следует. Связи между такими образами будут фиксироваться очень плохо.

2. Образы следует представлять объемными. Примером таких образов могут быть голографические образы или образы, создаваемые на программах трехмерной графики. Такие образы можно вращать и рассматривать с разных сторон.

3. Образы необходимо представлять цветными. Если вы представляете листок на ветке, то листок следует видеть зеленого цвета, а ветку – коричневой. Если вы представляете образ «светофор», то постарайтесь увидеть зеленый, желтый и красный цвета.

4. Представляемые образы обязательно должны быть детальными. Если вы представляете образ «телефон», вам необходимо мысленно его рассмотреть и четко увидеть, из каких частей состоит представляемый вами телефон. Если это сотовый телефон, то вы сможете выделить в нем следующие образы: антенна, дисплей, кнопки, крышка, ремешок, кожаный чехол, батарея.

Различают мыслительные операции, включающие процесс «память». Главная мыслительная операция в мнемотехнике – это «соединение образов». Образы можно соединять в воображении разными способами. Это зависит от применяемого метода запоминания. В любом случае, запомните следующее важное правило.

Следующая значимая для нас операция — это «выделение подобразов (частей образа)». Эта мыслительная операция используется для «разборки» целостного образа на составляющие его части и получения большого количества более простых образов. Например, образ «магнитола» вы можете разобрать на составляющие части и представить каждую часть отдельно: ручка, регулятор, кнопка, кассета, ножки и т.п. Это мы будем использовать для запоминания значения слова, а потом на этом образе его произношение.

Операций «видоизменение» и «трансформация образов» я коснусь лишь частично. Говоря очень поверхностно, они заключаются в том, чтобы на одно слово, например, «лук» у вас были разные образы (лук — растение, лук — оружие). Но даже эти «растение» и «оружие» еще могут видоизменяться множество раз.

Я думаю вы представляете, сколько разных луков (оружие) бывает? Это имеет значение для того, чтобы при возрастании объема информации, образы не перемешивались. Например, для английского слова «топор» у вас будет один образ, а на японское слово — другой. Не уверен, что в этой статье коснусь этой проблемы более подробно.

Различают 4 этапа запоминания:1. Кодирование. Вы преобразуете слова в образы.2. Запоминание. Образуете связь между опорными образами и запоминаемыми образами.3. Закрепление связей в мозге. Исключение промежуточных образов из головы посредством образования прямой связи слово (произношение) — образ-значение слова.

Для кодирования различают несколько приемов, но в нашем случае важны следующие:1. Слово-образ. Для таких простых слов как карандаш, портфель, телевизор и прочее, вы используете те образы, которые возникают у вас во время припоминания этих слов.

Тут все просто. Не будем останавливаться.2. Прием символизации. Здесь все гораздо сложнее, особенно в начале. Применяется для преобразования в зрительные образы абстрактных слов. Абстрактное слово – это слово, не имеющее фиксированного образного значения.

Для слов холод, храбрость, ревность, входить и прочих нет фиксированных образов, поэтому тут надо подбирать (поначалу подбирать, а затем этот процесс автоматизируется) образы индивидуально. Автор дает следующие образы: Холод — лед, ревность — мокрый носовой платок.

Следующий термин — это образные коды. Это понятие трактуется широко, но мы для удобства сведем к мизерному значению. Образные коды = фонетические образные коды. Суть в том, что для конкретного звука создается свой образ и уже к образу-значению присоединяется фонетический образ для чтения. Пока это может показаться сложным и запутанным, но, перейдя к практике, вы поймете, что это достаточно просто и логично.

Запоминание.Осуществляется, как уже было сказано выше, посредством соединения образов. Для этой части у вас уже имеются соответствующие теоретические знания, поэтому эту часть рассмотрю в следующей главе.

Закрепление связей в мозге.В мнемотехнике под этим понимается многократное припоминание информации. Никак не чтение. Схема такова: вы запоминаете информацию (создаете связи). После этого все вместе повторяете в голове (контрольное припоминание).

Если повторение происходит без ошибок (сверка с источником), то повторное припоминание следует провести примерно через час. И далее в течение 3-4 дней припоминать информацию по три раза в день. Это может показаться длительным процессом, но уверяю вас, что просмотр образов дело быстрое, когда навык уже сформирован.

Этим можно заниматься везде, поэтому выделять дополнительно время на это не требуется. Ведь у всех есть моменты, когда надо или подождать чего-то или надо выполнить механическую работу, не требующую включения мозга. В эти моменты можно заниматься закреплением связей.

Я попытался коротко изложить необходимую информацию для перехода к следующей главе этой статьи.

Теоретическое использование мнемотехники при запоминании иностранных слов.

Итак, давайте попробуем применить, изложенные в предыдущей статье, положения, для наших нужд, запоминании иностранных слов. Общая схема будет выглядеть вот так:

1. Первым делом, надо сформировать опорные образы. В моем случае сформированы около 500 образов. Их с лихвой хватает для иностранного языка. Но в ознакомительных целях, возьмем всего лишь 10 образов (чтобы понять сам процесс запоминания.2. Затем нам надо отобрать слова для запоминания.3.

Сформировать образы-значения для этих слов. Это важно. Обратите внимание, что при запоминании слова «hammer» (молоток) образом значением будет образ «молотка», а не машина Хаммер.4. Соединить опорные образы с образами значениями по порядку.5.

Убедиться, что эти образы припоминаются без пропусков.6. Теперь надо на части образа-значения присоединить фонетические образные коды или вспомогательные образы, по которым можно прочитать слово.7. Контрольное припоминание всей запомненной информации.8. Закрепление этих связей.

Ассоциации с картинками

Один из самых популярных методов мнемоники — ассоциограммы. Его прелесть в том, что работает он для всех типов людей, главное найти подходящее изображение. Кому-то помогает собственный рисунок, для кого-то лучше найти картинку в интернете, а третьему вообще нужна сцена из конкретного фильма.

С последним особенно хорошо изучать целые выражения, куда можно незаметно внедрить грамматику. Например, изучая модальные глаголы, преподаватель делает «скриншоты» некоторых сцен из сериала, который ученик смотрел дома и спрашивает его, что говорит герой.

Другой путь, попросите ученика сделать фото в одной из комнат, и в зависимости от темы занятия, ему нужно подписать, а затем назвать каждый предмет в этой локации.

Для чего вообще нужно учить английский язык

«Ну, что значит – для чего?», – скажете вы. Чтобы ездить за границу, чтобы общаться и заводить новых друзей, при этом не тыкая, как безумный, в кнопки телефона, уповая на помощь Google Translate (он-то, конечно, «помнит» всё).

Это всё верно. Но почему возникают проблемы с тем же самым автопереводчиком? Ведь это действительно было бы куда проще – доверить весь объём информации искусственной памяти, не забивая, при этом до отказа свою собственную? В нужный момент – просто достал нужный элемент из электронного архива, и спокойно его использовал. Просто, как взять книгу в библиотеке, а не скупая подряд весь книжный магазин, в надежде обнаружить ту самую.

Просто, но в то же время – нет.

Язык – это практически живой организм, постоянная переменная, которую практически невозможно загнать в какие-то рамки. Чтобы поспеть за ним – придётся так или иначе задействовать человеческий ресурс, пропуская и обрабатывая информацию в реальном человеческом сознании, а не с помощью искусственного интеллекта. И здесь механические приспособления очень здорово проигрывают нам в скорости.

Всё же, придётся задействовать собственную память.

И, коль скоро это неизбежно, перед нами встаёт вопрос: как правильно настроить свой мозг на запоминание нужной информации? Как научиться выделять среди всего потока – нужное? Как обрабатывать новые знания максимально эффективно?

Рассмотрим основные приёмы, которые предлагают специалисты.

Как запомнить английские слова методом ассоциаций?

Как же работает ассоциативное запоминание на уроках английского языка? Велика вероятность, что вы уже пользовались этим методом неосознанно. Настало время познакомиться с ним в деталях.

Пополняя словарный запас, мы не учим слово наизусть по буквам. Ведь они сами по себе смысла не несут. Исходя из того, с чем новое слово максимально схоже, мозг начинает искать «якорь», за который всегда сможет зацепиться в случае повторения.

Например:

Smart — умный.

Но ведь вы уже слышали и даже использовали это слово, каждый раз доставая свой «смартфон» из кармана.

Или, термин cheater — обманщик, мошенник; знаком всем любителям компьютерных игр.

Как видите, метод мнемонических ассоциаций работает для каждого по-своему. Здесь можно использовать даже образы людей. Чтобы запомнить handsome, представьте Леонардо Дикаприо или того человека, которого вы считаете красивым. Beautiful легко выучить так как в любом городе есть «бьюти салоны», ну или просто каждый день говорите это перед зеркалом, так вы еще и поднимете себе настроение.

Такие приемы работают не только с отдельными словами, но и целыми предложениями. Если вам нравится какая-то марка или компания, то лучший способ пополнения лексики — выучить ее лозунг. Наверное уже каждому известен девиз Apple: «Think different»; или Nike: «Just do it». А если вы смотрели мультфильм «Мадагаскар», то фраза «I like to move it» известна вам не понаслышке.

Как сделать мнемонический словарь?

Запоминание слов – длительный процесс, требующий регулярного повторения. Создавать свой мнемонический словарь можно 

  • с помощью карточек, где вместе со словом будет визуальный-образ ассоциация
  • на основе метода Цицерона или метода пространственных мест, “дворца памяти”

В этом случае тебе нужно создать в своем воображении пространство, в котором можно хранить огромное количество информации. Например, какое-то одно здание или расположение домов на твоей улице. Когда тебе будет нужно запомнить какие-либо слова, ты как бы будешь отправляться на прогулку внутри этого пространства и накапливать ассоциации с объектами дворца памяти.

Экспериментируй и пробуй, все обязательно получится! 

Мы в тебя верим.

Как усвоить грамматику

Зачастую грамматические темы вызывают трудность у учащихся. Чтобы ориентироваться в лексемах с окончанием -ice или-ise, поможет предложение:

Is ice cold?

Is – глагол (verb), ice – существительное (noun). Глаголы требуют написания в конце –ise, существительные –ice:

noun

verb

practice- практика

practise – упражняться, практиковаться

advice– совет, рекомендация

advise – советовать, рекомендовать

Глагол lose потерял букву о

Многие ученики допускают ошибку в слове, что произносится с долгим [u:]. На письме допускают вариант с оо, как у moon – loose.

Мнемонические словари становятся популярнее: обогащают лексикон учащихся, делают изучение языка более доступным и легким.

Мнемонический словарь английского языка

Мнемонические ассоциации лучше создавать самостоятельно, по понятному признаку. Если слегка углубиться в работу нейронных связей, то они появляются не сразу, а после многократных повторений. Мозгу нужно понять, что информация настолько важная, что нет смысла убирать ее в дальний ящик.

Стикеры — хорошо известное средство запомнить слова в осязаемом виде. Начиная изучать тему «кухня» на английском, люди клеят ярлыки на столовые приборы и предметы для запоминания слов и фраз. Долгий в подготовке, но действенный способ уберет информацию в раздел «долговременная память».

Смысловая группировка поможет разложить по полочкам новую лексику и грамматику. Расположите слова по теме на три категории: существительные, прилагательные и глаголы. Будет лучше, если они однокоренные.

Например:

Difference, different, differ.

Или используйте пару плакатов, чтобы выписать два типа животных: herbivores (травоядные) и carnivores (плотоядные).

Аудиальные упражнения — это готовые ассоциации, только на слух. Здесь не требуется вспоминать образ или похожее выражение, просто повторяйте его вслух определенное количество раз.

Мнемотехника — методы и приемы для запоминания английских слов: карточки, таблицы с ассоциациями к словам, упражнения

Как бы вы ни знали английский язык, периодически вам необходимо пополнять собственный запас английских слов, запоминая их «порциями».

Специалисты разработали специальные упражнения изучения английского языка. Воспользовавшись ими, вы очень скоро заметите отличные результаты.

  • Карточки. Напишите на маленьких карточках слова, используя английский язык. На другой стороне карточек напишите перевод данных слов. Носите данную пачку всегда с собой. Во время каждого удобного случая повторяйте слова. Карточки старайтесь придумывать по определенным темам – выучили одну тему, переходите к следующей. Регулярно возвращайтесь к выученным словам, повторяйте их.
  • Маркировка. Возьмите стикеры, наклейте их на все те предметы, которые находятся в вашей комнате. Дайте предметам имена, только на английском языке. Следовательно, каждое новое слово будет всегда перед вами. К сожалению, но применять данный метод можно лишь с названиями определенных домашних элементов. Промаркировать такие предметы, как счастье, жизнь, снег, нельзя.
Запоминание слов
Запоминание слов
  • Моторно-мышечная методика. С помощью данного способа выучите глаголы. Слова на английском языке сопоставляйте с реальными вещами или действиями, затем учите. Например, для того, чтобы запомнить «scissors», возьмите ножницы, пощупайте их, разрежьте какой-то кусок ткани, проговаривая вслух слово «scissors». Совершайте подобные действия часто, поскольку данная методика основана на изучении движений, каких-то действий.
  • Фоновый метод. Запишите названия предметов на английском языке, перевод на них запишите на диктофон. Прослушивайте постоянно запись, занимаясь даже другими делами. Самое главное, не ошибитесь во время записи и во время произношения.
  • Полиглот. Данная мнемотехника считается более сложной. Здесь присутствует большая единая схема, позволяющая запоминать: переведите слово, подберите английское, похожее по звучанию, соедините образы, мысленно составьте слово, напишите его, проверьте, как вы слово запомнили, запишите на карточку.
Русское словоАнглийское словоАссоциации
КорабльshipА вот этот корабль необходимо ШИПовать
ЦветокflowerВозможно, этот цветок стоит проверить на ФЛАУРЭграфии
КнижкаbookВ каждой книжке есть БУКвы.
ЗимаwinterВинтер – это «холодная» дама, напоминающая зиму
  • Запоминалка. Сочиняйте небольшие стихи либо рифмовки, где смысл может даже отсутствовать. К примеру, цену на картошку пишут мелом. Дыня в переводе с английского «melon».
  • Придумывание рассказов. Возьмите 20 новых английских слов. Придумайте рассказ, использовав данные слова. И не важно, если рассказ получится без смысла, так быстрее запомнятся сами слова.
  • Карта памяти. Возьмите лист бумаги, напишите на нем в центральной части тему, к примеру, «Пища». От данного слова нарисуйте стрелки (мелкие темы): кухня, ресторан, магазин. Далее напишите следующий уровень. Можете написать таких уровней несколько. Выделяйте каждый уровень своим цветом. В итоге вы получите логичную и подробную схему.
  • Способ «Волны». Говорите каждое слово на английском языке сначала тихо, затем громче, и в конце очень громко. Далее повторите слово в обратную сторону: сначала громко, потом тихо.

Мнемотехника — методы и приемы для запоминания испанских слов: таблицы с ассоциациями к словам, упражнения

Испанский язык считается самым популярным языком по всему миру. В настоящее время многие пытаются изучить этот язык, используя самые различные методики. Кто-то по несколько часов просиживает в институте и библиотеках, кто-то нанимает репетитора, а кому-то удобнее заниматься самостоятельно, пользуясь интернетом и подручными средствами.

Сегодня очень востребованным является методика «ассоциации». Она набирает с каждым годом большую популярность, поскольку способна принести самые лучшие результаты.

Фонетические ассоциации

ИспанскийРусскийАссоциации
negroТемный или угрюмыйВспомните в голове обычного негра
rosaРозовыйПодумайте мысленно о розовой Розе

Зрительные ассоциации

Подобные ассоциации могут быть материальными, обладать ассоциативными образами, их можно легко представить в собственном воображении. К примеру, собака – «perro», кошка – «gato». Данные слова, хоть и покажутся вам очень детскими, но вы сможете их быстрее запомнить.

Как правило, зрительная память у людей развита гораздо лучше, нежели другие виды памяти. Напишите итальянские слова, которые вы не можете запомнить, вместе с переводом в самых заметных местах. Когда вы будете с ними сталкиваться, будете одновременно запоминать.

Ситуативный способ ассоциаций

Постоянно берите в собой словарь или планшет, загрузив в него электронный словарик. К примеру, когда будете ехать в лифте, найдите в словаре слово «лифт», только на испанском языке «ascensor». Посещая каждый раз здание с лифтом, вы будете машинально вспоминать данное слово.

Мнемотехника — методы и приемы для запоминания итальянских слов: таблицы с ассоциациями к словам, упражнения

Изучая иностранные языки, к примеру, итальянский, мы сталкиваемся с такой проблемой, как огромный ассортимент слов, которые необходимо обязательно изучить. Конечно же, способность запоминать новую информацию у каждого человека индивидуальная. Следовательно, каждый пытается отыскать собственные способы, помогающие запоминать информацию лучше и быстрее.

Для изучения итальянского языка вам понадобятся следующие упражнения:

  • Выпишите слова на итальянском, переведите их на русский. Прочитайте несколько раз данные слова. Загните пол-листа, проверьте на память перевод каждого слова, затем сделайте все наоборот.
  • Добавьте к словам ассоциации, например:
Слова на русскомСлова на итальянскомАссоциации
ГоловаTestaВспомните обычное песочное «Тесто»
КроватьLettoЛето я посвятил прочтению рассказа, лежа на кровати
ШеяСolloУ меня шея такая тоненькая, словно кол
СердцеCuoreНа березе, на коре парень вырезал большое сердце
СерединаMetàЧеловек начинает метаться, когда оказывается в середине пути
  • Выучите слова, прибавив к ним префиксы. К примеру, «ri-» Fare. В переводе с итальянского означает «Делать». Сложив суффикс и слово, получаем «Rifare».
  • Находите синонимы.
  • Сделайте карточки. На одной стороне напишите итальянское слово, а на обороте карточек напишите перевод на русском языке. Перетасуйте их. Доставайте по одной карточке, читайте слова и переводите тут же их. Если вы с какой-то карточкой ошиблись, отложите ее сторонку. Затем, собранные карточки с ошибками, повторно прочитайте.

Мнемотехника — методы и приемы для запоминания немецких слов: таблицы с ассоциациями к словам, упражнения

Мнемотехника ассоциативных связей – это подбор иностранных слов, которые максимально созвучны с русскими словами. Данный метод считается самым эффективным на сегодняшний день. Если вы будете вспоминать одно специальное слово, вы будете автоматически прокручивать в голове другое.

Итак, приступая к изучению материала, запоминайте слово своего языка в паре с иностранным словом, которое будет вам напоминать определенный образ или рисуйте в голове эти образы:

На немецком языкеНа русском языкеАссоциации
GabelГрабли(в голове нарисуйте изображение: великан кушает при помощи граблей)
BratkartoffelnБрат(нарисуйте в голове фотографию брата, который вместо головы имеет картошку)
WetterВетер(нарисуйте в голове ветер, который гонит облака, несет пасмурную либо солнечную погоду)
SchmiedeКузница(в голове можете вспомнить знаменитого Шмидта – математика и геофизика)
FischerРыбак(это слово вызывает ассоциации с фамилией известного шахматиста Фишер)

Это только пример того, как вы можете составить собственную таблицу. Когда приступите к изучению немецкого языка, найдите другие слова и включите их в нее.

Далее можете выполнить следующие действия:

  • Найдите и представьте визуально образ ключевого слова, которое у вас вызывает ассоциации.
  • Представьте ситуацию, в которой будет задействовано ключевое слово и перевод на него.
  • Мысленно представьте данную ситуацию, разукрасив ее яркими красками.

Дабы выучить быстрее немецкий язык, проговаривайте каждое слово быстро и четко. Вспоминайте каждый раз выдуманные образы 3 раза в день на протяжение 3-4 суток. Если вы не сможете вспомнить какие-то слова, значит ваши ассоциации были не такими прочными и вам необходимо продумать их снова.

Мнемотехника — применение для изучения любого иностранного языка: методика

Сегодня иностранный язык изучают в школах, начиная с 1 класса. Из-за большого ассортимента предметов, которые дети изучают в школе, усвоение иностранного языка является тяжелым процессом. Деткам, которые учатся в младших классах, особенно трудно усваивать другой язык.

Ведь они еще без понятия, для какой именно цели происходит подобное обучение. До поступления в школу дети только играли, следовательно, им сложно влиться в новую жизнь, в которой от них требуют быть серьезными, усидчивыми и старательными. Ученикам трудно концентрироваться, запоминать материал. Вследствие этого они только поверхностно усваивают знания.

В настоящее время очень популярной считается мнемотехника. Она состоит из нескольких методик, которые позволят быстро и продуктивно запоминать иностранные языки и многие другие науки.

Мнемотехника на уроках английского

Мы разобрались как работает запоминание слов посредством ассоциаций. Теперь рассмотрим мнемонический метод запоминания для каждого типа.

  • Карточки — идеальный способ привлечь внимание визуалов, ведь на них могут быть не только перевод и значение, но и картинки. Это применимо к бытовым словам и предметам. Но изучение абстрактных понятий и терминов покажется сложным.
  • Майнд-карты подойдут дигаталам, так как построение связок играет большую роль для того, кто их создавал. Другими словами, человек будет знать что расположил информацию в определенном логическом порядке.
  • Фонетические ассоциации важны для аудиалов. Если вам проще запоминать информацию на слух, то не пренебрегайте этим методом.

Например:

Gym похоже на слово «жим», и это упражнение выполняется в спортзале.

Light — легкий. Кока-кола «лайт» легкая, потому что без калорий.

Образы-ассоциации

Запоминание иностранной лексики происходит быстрее при использовании образов. Желательно соединить написаниезвучание лексических единиц со своим опытом или ассоциациями: puddle – лужа

Во время дождя Сэм специально падал [pʌdl]в лужу.

Мнемоники для запоминания английских слов предполагают:

  • озвучивание лексемы и подбор созвучного слова на родном языке;
  • соединение полученного образа с переводом;
  • проговаривание английского слова, представление полученного изображения.

Fridge звучит, как картофель фри. Вообразите, что картошкой наполнен холодильник и не удается закрыть дверь. Произнесите лексему, представляя картину, несколько раз.

Совет. Для переноса изученного материала в долгосрочную память пользуются карточками, а также необходимо повторение.

Потребуется записать изучаемую лексику на карточках – русский перевод и английское слово. Можно проверить, как усвоены слова, делая перевод с английского на русский либо наоборот. Карточки раскладывают в 2 стопки по результатам контроля. Проверки не прекращают до полного овладения вокабуляром.

Предложения и тексты

Когда требуется запоминание слов, выручит составление предложений. Важно запомнить фразы вместе с переводом. Подобный принцип используется в предложении про фазана и охотника, когда заучивают последовательность радужного спектра.

Ранее солнечная система включала 9 планет: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс, Земля, Венера, Меркурий. На английском – это Pluto, Neptune, Uranus, Saturn, Jupiter, Mars, Earth, Venus, Mercury.

Предложение, чтобы запомнить очередность и удаленность от Солнца планет:

My very exacting mom just sent Una nice presents. – Моя чрезвычайно требовательная мамочка лишь отослала Уне прекрасные подарки.

После снижения Плутона в ранге (в 2006 г.) фраза изменилась:

My very exacting mom just sent Una nettle. – Моя чрезвычайно требовательная мамочка лишь отослала Уне крапиву.

Применение мнемотехники с детьми

Изучение английского с помощью мнемотехники практикует и начальная школа. Опытные преподаватели знают, как хорошо работают стихи и песни. Использование на уроках рифмизации очень эффективная практика. Взрослые тоже используют ее, но неосознанно. вы замечали как хорошо мы помним текст песни, которую слышали много раз?

Вот небольшой пример:

«Я в буфете buy-bought-boughtСамый вкусный бутерброд,За него я pay-paid-paid,После в парту lay-laid-laid.»

Метод Цицерона также подойдет для учеников младших классов. Смысл в том, чтобы расположить знакомые места в определенной последовательности и учить слова в каждой локации по очереди. Для детей метод можно упростить. Ребенок хорошо знает расположение комнат в квартире, поэтому в каждом помещении называйте вместе с ним мебель или другие предметы на английском.

Изучая тему прилагательных для описания внешности и характера людей используйте метод ассоциации с персонажем. Возьмите для примера любого отрицательного героя известного мультфильма. Старуха Шапокляк или Волк из «Ну погоди» впишутся идеально.

Рациональное повторение

Во время повторения определенной информации многие люди совершают такие ошибки:

  • Не повторяют несколько раз.
  • Во время изучения новой информации, люди вместо повторного повторения используют повторное восприятие.
  • Не всегда повторяют материал, делают это время от времени.

Чтобы информация эффективнее запоминалась, необходимо ее повторять каждые 20 минут в 1 день, каждые 8 часов на 2, на 7 и на 40 сутки.

Использование мнемотехники
Использование мнемотехники

Самостоятельно: по авторским методикам

« »


Сегодня их существует огромное множество, вот лишь некоторые из них, которые пользуются успехом у изучающих английский язык:

  • Метод Пауля Пимслера
  • Метод Розетты Стоун
  • Метод Игоря Шехтера
  • Метод Ильи Франка
  • Метод Евгения Умина
  • Метод Александра Драгункина
  • Метод Дмитрия Петрова
  • Метод Николая Замяткина

И ещё множество приёмов, которые предлагают и зарубежные преподаватели, и наши соотечественники. Из всего многообразия можно подобрать технику, которая лучше всего подойдёт именно вам.

«–»


Обратной стороной становится всё то же многообразие. Можно очень долго перебирать техники изучения в поисках лучшего, в то время как консультация со специалистом сразу подскажет верное решение.

Самостоятельно: с помощью мнемоники

« »

Самый, пожалуй, необычный приём – мнемотехника для изучения английского. Используя возможности и реакции мозга, можно совершить существенный «рывок» в изучении иностранного языка. В ход пойдут логические связи, работа с ассоциативными рядами, специфика восприятия слов на слух, фонетические особенности языка и многое другое. А в результате: видимый прогресс в знаниях и общении.

«–»

Как и с любыми самостоятельными занятиями: самоконтроль, конечно, всегда хорошо, но только это ещё не всё. Отследить собственные ошибки, недочёты, сильные и слабые стороны не всегда получается самому. Постарайтесь хотя бы время от времени находить возможность, чтобы провести «контрольный срез знаний»: проходите независимые тесты на знание языка или попросите англоговорящих знакомых проверить вас. Так вы лучше будете представлять себе картину.

Соединение образов.

Тут дело техники. Главное не нарушайте правила (крупность, объемность, цветность, детальность) образов. Во время запоминания вам надо представить опорный образ и образ-значение, чтобы они друг друга касались. Далее, запомните, что второй образ (значение) всегда должен находиться или сверху, или справа, или проходить сквозь первый.

Поясню на примере. Если соединяются образы «самолет» и «иголка», то надо их представить так, чтобы иголка протыкала самолет (причем их размеры относительно друг друга должны быть одинаковые). Телевизор и книга, то на телевизоре лежит книга, причем книга должна быть не как обычная книга, а размером с телевизор.

Следующий момент, за один раз запоминайте только одну связь. Образы удерживать около 6 секунд.

Рассмотрим на нашем примере:Надо соединить выключатель и книгу. Представляем на выключателе сверху книгу (они должны соприкасаться и быть одного размера). Удерживаем эти два образа 6 секунд. Затем переходим к следующим, забыв об этих. и т.д.В момент образования связи вы должны видеть только выключатель и книгу.

Больше ничего. Это важно. Во время запоминания концентрация должна быть максимальной, потому как сложно удерживать детальный, объемный, крупный и цветной образ выключателя и книги в голове 6 секунд. Глаза не закрывать, а уставить свой взор на одноцветную поверхность.

Далее, когда вы образуете все связи по порядку, проверьте себя. Сядьте и вспомните каждый образ. Если будут пропуски, то образуйте заново связи с проблемными словами. Когда сможете безошибочно припомнить все слова, то переходите к следующему этапу.

Заключение

Мнемотехника помогает улучшить запоминание фраз и выражений, учитывая особенности памяти. Эти техники используют ребята, у которых английский язык на начальном уровне, так как они особенно остро чувствуют нехватку слов в общении. Считается, что 1500-2000 слов достаточно для поддержания базового диалога, поэтому так важно овладеть базовой лексикой.

Все методики не могут работать одинаково хорошо для каждого. Важно учитывать тип восприятия. Отталкиваясь от этого, вам не придется тратить время на запоминание всего и сразу. Доказано, что картинки быстрее обрабатываются человеческим мозгом, чем слова.

Но, как мы уже выяснили, не каждый сможет провести графическую параллель с новым выражением. Данные приемы не новинка, они давно используются в разных специальностях. Актеры пользуются методом комнат чтобы запомнить большой объем текста. Певцы неосознанно работают с техникой рифмизации.

Если у вас есть желание преподавать английский язык как иностранный в зарубежных странах (очно либо удалённо), или же вы просто хотите повысить свой уровень преподавателя, то обращаем внимание на курс TEFL/TESOL, который прямо сейчас доступен на главной странице нашего сайта со скидкой 50%.

Оцените статью